22.05.2021 Изменения в Методике № 421/пр. Приказ 258/пр Минстроя России.
В день сметчика, 26 апреля 2021 года, подписан Приказ Минстроя России № 258/пр «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории РФ, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр»
После согласования в Минюсте и вступления в силу, внушительный объем правового акта в 86 страниц внесет коррективы во множество аспектов ценообразования и прохождение государственной экспертизы. Изменения коснуться широкого круга вопросов.
В соответствии с п. 1 Приказа применение методики становится возможным при определении сметной стоимости текущего ремонта, ремонта автомобильных дорог и строительства некапитальных строений и сооружений, неотделимых улучшений земельного участка.
Согласно п. 4 Приказа становится недопустимым индексирование при помощи индекса к СМР отдельных строительных ресурсов, накладных расходов и сметной прибыли. При использовании базисно-индексного метода данное изменение существенно влияет на ценообразвание отдельно взятого объекта. Продолжаем следовать методу "усреднения", не выделяя вышеназванные пункты из общей стоимости объекта, тем самым устраняется оценка отдельных видов затрат в текущем уровне цен, т.к. индекс к СМР предназначен для формирования цены объекта в целом.
В п. 13 Приказа Минстроя внесено уточнение условий конъюнктурной проработки. В первую очередь касаемо допустимости проведения конъюнктурного анализа цен, в случаях отсутствия во ФГИС ЦС данных о сметных ценах не только в текущем, но и в базисном, уровне цен.
Коснулись изменений и требований к обоснованию конъюнктуры. После вступления в силу Приказа допустимо в качестве обосновывающих материалов предоставлять информацию, размещенную в сети Интернет. Но насколько практику обоснования цен «скриншотами» примут органы государственной экспертизы, остается вопросом открытым.
Также стоит отметить допустимость внесения в конъюнктурный анализ одного поставщика той или иной услуги, при условии отсутствия конкурентов на рынке.
В п. 7 Приказа можно выделить следующие требования к коммерческим предложениям от поставщика. Теперь перечень обязательных данных для ТКП расширен. В соответствии с правовым актом, вышеназванный документ должен помимо наименования, ИНН, контактных данных производителя (поставщика), содержать данные о сайте в сети интернет, дате составления документа, сроке действия ценового предложения, а также решен вопрос с часто возникающими спорами по поводу учета в ценах затрат на перевозку, наладку и т.д. и наличия НДС. Теперь и эти данные необходимо отражать в конъюнктурной проработке.
При формировании шифра, в соответствии с п. 11 Приказа, нужно присваивать код - 100 технологическому оборудованию, лабораторному оборудованию, транспортным средствам, инструменту для технологических процессов.
П.14 Приказа возвращает округление в каждой строчке локальной сметы до рублей.
Также немаловажное изменение - пояснительная записка, ведомости объемов работ, обосновывающие документы перестали быть обязательными в составе сметной документации (п. 12 Приказа)
П. 18 Приказа обязует затраты на электроэнергию, потребляемую ручным инструментом, начислять отдельной строчкой.
Касаемо сводного сметного расчета, в соответсии с изменениями в Приказе, в главу 9, допустимо включить расходы на разработку проекта производства работ для особо опасных и технически-сложных объектов (п. 34 Приказа).
В состав прочих затрат главы 9 ССР появляется возможность включать затраты на разработку ППР по особо опасным и технически сложным объектам на основании решения заказчика, в размере 20% от стоимости разработки части (разделов) рабочей документации для соответствующих строительно-монтажных работ.
Кроме того, в состав прочих затрат методикой также включена выплата премий работникам подрядчика за досрочный ввод в эксплуатацию объекта.
В перечень затрат главы 12 ССР допустимо включение затрат на проведение историко-культурной экспертизы для объектов культурного наследия.
Переработан и порядок оформления сметных документов, включая форму конъюнктурного анализа цен. Новая форма дополнена графой "Заготовительно-складские расходы" в процентном и количественной выражении.
Таким образом, после вступления в силу Приказа № 258, внушительный фронт работ ожидает специалистов. Документация, разработанная ранее, но не направленная в органы государственной экспертизы, подлежит переработке, согласно внесенным изменениям, важнейшие из которых были рассмотрены в нашей статье.